Содержание
1.Основные характеристики…………………………………………………………………………………………………….3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………....3
1.2. Цели и задачи реализации образовательной программы………………………………………………………………6
1.3. Содержание образовательной программы………………………………………………………………………………..7
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………….14
2. Организационно-педагогические условия………………………………………………………………………………...15
2.1. Условия реализации программы…………………………………………………………………………………………15
2.2. Формы контроля и оценочные материалы……………………………………………………………………………...17
3. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………...20
4. Приложение 1 Диагностическая карта результативности освоения программы…………………………………………21
2
1. Основные характеристики
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Азбука творчества» разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного развития детей»;
- Методические рекомендации «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»
(Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Направленность программы: художественная.
Программа «Азбука творчества» направлена на изучение базовых техник нетрадиционного рисования и разработана для детей старшего
дошкольного возраста 5-7 лет.
Новизна программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные и творческие
способности детей. Оригинальные техники изобразительного творчества позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции и
удивляют своей непредсказуемостью. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Это уникальная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображений нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей
передать свои идеи и реализовать творческую инициативу.
Актуальность программы обусловлена сближением содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость
в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в
целом. В системе эстетического и творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. В условиях реализации социокультурного подхода к образованию
продукты детского творчества займут достойное место на фестивалях и выставках разного уровня, благотворительных марафонах, социальных
акциях. У детей появится возможность не только созерцать региональную культуру и поддерживать традиции родного края, но и активно включаться
в культурную жизнь ближайшего социокультурного окружения.
3
Педагогическая целесообразность
Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как творческий
потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,
активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Отличительные особенности программы заключаются в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам нетрадиционных форм
художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение.
Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
В этом возрасте происходят качественные изменения в поведении – формируется возможность саморегуляции. Ребенок эмоционально переживает не
только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным
представлениям. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, об основных свойствах предметов.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Улучшается устойчивость памяти. В продуктивной деятельности дети могут
изобразить задуманное. Ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания. К семи годам увеличивается объем памяти. Дети также могут самостоятельно
ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший способ запоминания – повторение. Продолжается развитие нагляднообразного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи. К концу дошкольного возраста ребенок накапливает достаточный
читательский опыт. Художественный опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, пояснять использование средств
выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. В продуктивной деятельности дети знают, что они
хотят изобразить и могут целенаправленно следовать своей цели.
5-6 лет
Ребенок к этому времени уже обладает значительными знаниями,
умениями и навыками в творческой деятельности, имеет
практический опыт работы с различным инструментарием и
материалами. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются
представления, а также умения и навыки изображения, украшения,
освоенные ранее виды изобразительной деятельности выполняются
качественно, быстро, осознанно. Развиваются самостоятельность,
инициативность, умение создавать выразительный образ.
4
6-7 лет
В этом возрасте воображение детей становится, с одной стороны,
богаче и оригинальней, а с другой - более логичным и
последовательным. Ребенок совершенствует технические навыки и
умения в различных видах искусств. В этом возрасте закрепляется и
совершенствуется представления, а так же умения и навыки
изображения, украшения. Дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели. Созданные изображения
становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включает
множество деталей. Дети способны выполнять по схеме, картинкам,
заданным условиям. Наиболее важным достижением детей в данном
возрасте
является
овладение
композицией.
Развивается
самостоятельность,
инициативность.
Взрослый
организует
совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его
на поиск наиболее удачного решения.
Условия набора детей: воспитанники набираются в течение календарного года без проведения индивидуального отбора.
Принцип формирования групп: состав группы формируется на добровольной основе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1 год обучения – воспитанники 5-6 лет
2 год обучения – воспитанники 6-7 лет
Количество детей в группе устанавливается в соответствии с нормами наполняемости:
максимальный размер группы – 13 человек
минимальный размер группы – 4-5 человек
Режим занятий - 2 раза в неделю во вторую половину дня в каждой возрастной группе.
Продолжительность занятий: дети 5-6 лет -25 минут; дети 6-7 лет- 30 минут.
Объем программы: 144 часов.
Срок реализации программы: 2 года
1модуль – первый год обучения: 72 часа и 2 модуль - второй год обучения - 72 часа.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: стартовый.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания программы.
Формы организации деятельности:
фронтальная - одновременная работа со всеми детьми
коллективная - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповая - организация работы малыми группами (от 4 до 6 человека)
индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды занятий:
вводное занятие – педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации обучения
ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методиками работы в тех или иных техниках с различными материалами
тематическое занятие – детям предлагается определенная тема для художественного творчества
занятие – импровизация – дети получают полную свободу в выборе художественного материала и использовании различных техник
проверочное занятие – помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение материала и выявить детей, которым нужна педагогическая
поддержка и помощь
5
конкурсное занятие – строится в игровой форме для стимулирования творческой деятельности детей
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких образовательных задач
итоговое занятие – предполагает подведение итогов за определенный период, проходит в виде мини-выставки, просмотров творческих работ.
Формы занятий: творческие мастерские, участие в коллективных проектах, вернисаж детских работ, фестиваль детского творчества, мини-выставки,
творческие конкурсы, мастер-класс.
Образовательные форматы: практические занятия, игры-эксперименты, исследовательская деятельность, творческая мастерская.
Методы и приемы обучения:
словесный метод – рассказ, объяснение, беседа, указания, чтение
наглядный метод - демонстрация педагогом приемов работы, демонстрация произведений народного творчества, работа с опорой на образец
или технологическую карту.
практический метод - экспериментирование с разными материалами, обследование предметов, являющихся основой художественного творчества;
овладение приемами работы и технологическими процессами, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
поисковый метод - дети принимают участие в коллективной исследовательской деятельности, в ходе которой открывают новые знания и
осваивают способы нетрадиционной техники рисования.
Педагогические технологии:
игровые технологии - дети проявляют творческую активность в создании атрибутов и элементов декораций для игр-драматизаций, оформляют
наглядный материал для игр развлечений
арт-терапия - развивает творческие способности детей
валеологические минутки - необходимы для сохранения и укрепления здоровья детей
психогимнастика - развивает внимание, память, воображение, эмоции;
технология проектной деятельности - развитие творческой инициативы, активности детей и взрослых
информационно-коммуникационные технологии - повышают интерес к занятиям, восприятию и лучшему запоминания материала, положительно
сказываются на развитие творчества, повышают заинтересованность и мотивацию у детей к решению поставленной перед ними
1.2. Цели и задачи реализации образовательной программы.
Цель программы – развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования и разносторонними
художественно - выразительными средствами.
Задачи
Обучающие
Развивающие
1 год обучения – 5-6 лет
*обучать различать и называть способы нетрадиционного
рисования, применять их на практике
*обучать
приемам
работы
с
нетрадиционным
художественным материалом
*развивать художественный и эстетический вкус
6
2 год обучения – 6-7 лет
*обучать
использовать
различные
средства
художественной выразительности при выполнении
творческой работы
*формировать навыки изображения художественных
образов различными способами и материалами
*развивать творческую инициативу
*развивать художественно-образное мышление
*развивать творческие способности
*развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии
художественных образов
*развивать желание экспериментировать
*развивать умение включаться в коллективное обсуждение
Воспитательные
*развивать ассоциативное мышление и воображение
*развивать художественный и эстетический вкус
*развивать рефлексивные умения
*развивать умение выдвигать и доказывать
собственную точку зрения
*развивать умения проявлять яркие эмоциональные
чувства: удивление, радость от узнаваемого нового
*воспитывать интерес к изобразительному творчеству
*воспитывать культуру деятельности
*формировать навыки сотрудничества
*воспитывать художественный вкус и чувство
*формировать эстетическое отношение к окружающей гармонии
действительности
*формировать навыки коллективной работы,
к
*воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание творческому взаимодействию со взрослыми и
добиваться успеха
сверстниками
*воспитывать способности к самореализации и
саморазвитию
1.3. Содержание образовательной программы.
Учебный (тематический) план первого года обучения (5-6 лет)
№
п\п
Тема
Количество занятий
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Способы тонирования бумаги
5
1
4
Беседа
Опрос
Анализ работ
3.
Творим без кисточки (пальчиковое рисование)
5
1
4
Выставка работ
4.
Тычок жесткой кистью
4
1
3
5.
Трафаретное рисование
7
1
6
Анализ работ
Творческие работы
Творческие работы
7
6.
Кляксография
5
1
4
Взаимоанализ работ
7.
Набрызг
4
1
3
Творческие работы
8.
Рисование солью
4
1
3
Презентация работ
9.
Граттаж, восковые мелки, свеча и акварель
6
2
4
Выставка работ,
участие в конкурсах
10.
Оттиск смятой бумаги
7
1
6
Презентация работ
11.
Монотопия
6
1
5
Творческие работы
12.
Рисование нитью
3
1
2
Творческие работы
13.
Рисование мыльными пузырями
4
1
3
Выставка работ
14.
Смешение техник
11
3
8
Оформление итоговой
выставки
Всего:
72
17
55
Учебный (тематический) план второго год обучения (6 -7 лет)
№
п\п
1.
Тема художественно-изобразительного
творчества
Вводное занятие
Количество занятий
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
1
1
-
8
Беседа
Опрос
2.
Пальцеграфия
5
1
4
Анализ работ
3.
Рисование ладонями
5
1
4
Творческие работы
4.
Трафаретное рисование
6
1
5
Выставка работ
5.
Тампонирование
5
1
4
Анализ работ
6.
Рисование ватными палочками
4
1
3
Творческие работы
7.
Рисование по-сырому
6
1
5
Творческие работы
8.
Монотопия пейзажная
5
1
4
Взаимоанализ работ
9
Метод штриховки
4
1
3
Творческие работы
10.
Выдувание
4
1
3
Творческие работы
11.
Техника отпечатка
5
1
4
Презентация работ
12.
Граттаж с элементами аппликации
5
1
4
Выставка работ,
участие в конкурсах
13.
Рисование пухлыми красками
6
1
5
Презентация работ
14.
Смешение техник
11
3
8
Оформление итоговой
выставки
Всего:
72
16
9
56
Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения (5-6 лет)
1.Вводное занятие.
Теория: Познакомить детей с правилами поведения в изостудии Техника безопасности при обращении с кисточкой, красками и др. материалами.
Знакомство детей с материалами и инструментами для рисования.
2. Способы тонирование бумаги.
Теория: Способы тонирования бумаги, умение создавать красивый фон для рисунка. Техника безопасности работы с красками и гуашью.
Практика: Тонирование путем смешивания красок разного цвета, тонирование по мокрому листу, тонирование при помощи губки и пищевой пленки.
Рисование фона для разного времени дня и года.
3. Творим без кисточки.
Теория: Способы рисования без кисточки. Техника безопасности при работе с пальчиковой гуашью.
Практика: Рисование пальчиками приемам примакивания: «Путешествие по радуге», «Веточка рябины». Рисование пальчиками, используя штрихи
и пятна, чередуя их. Выполнение работ по образцу и по замыслу.
4. Тычок жесткой кистью.
Теория: Навыки владения жесткой кистью, техники рисования «сухая кисть». Техника безопасности при работе с гуашью.
Практика: Рисование цветов, деревьев, животных в технике тычка с использованием техники «сухая кисть».
5. Трафаретное рисование.
Теория: Знакомство с техникой трафарета. Материалы для изготовления трафаретов. Техника безопасности при работе с гуашью и акварельными
красками.
Практика: Рисование на тему «Дорисуй», дорисовать изображение используя трафареты простых геометрических рисунков. Рисование по
внутреннему и внешнему трафарету, используя технику тонирования листа бумаги.
6. Кляксография
Теория: Разные способы получения техники кляксографии, техника безопасности при работе с гуашью и акварельными красками, правила пользования кисточками
для рисования.
Практика: Рисование пятнами, кляксами, каплями и разводами с помощью акварельных красок, гуаши и бумаги. К расплывчатому изображению дорисовывать
детали, создавать свой образ. Работы по замыслу.
10
7. Набрызг
Теория: Способы получения, приемы выполнения техники «набрызг». Особенности этой техники. Техника безопасности при работе с акварельными
красками и гуашью и разными средствами.
Практика: Рисование набрызгом, используя трафарет бабочек, цветов при помощи зубной щетки и расчески. Использовать точечные, длинные
брызги. Выполнение работ по образцу.
8. Рисование солью
Теория: Последовательность выполнения работы рисование солью, материалы для выполнения работ в этой технике, техника безопасности при
работе с клеем ПВА и солью.
Практика: Рисование солью на мокром тонированном листе «Ночное небо», рисование солью и клея ПВА зимних пейзажей. Работа по замыслу.
9. Граттаж, восковые мелки, свеча и акварель
Теория: Способы и виды техники «граттаж», история возникновения этой техники. Правила нанесения на лист бумаги воск. Техника безопасности
при работе с восковыми мелками, свечой, гуашью, острыми предметами.
Практика: Рисование, используя разные цвета красок и пейзажа, черно-белый граттаж.
10. Оттиск смятой бумаги
Теория: Свойства бумаги. Материалы для использования оттиска смятой бумаги. Техника безопасности при работе с бумагой, гуашью.
Практика: Используя мятую бумагу методом отпечатка дорисовывать цветы, деревья, облака, солнце на заранее нарисованным кистью или
карандашом рисунок. Работа по замыслу.
11. Монотопия
Теория: Этимология слова «монотопия». Техники безопасности при работе гуашью и акварельными красками.
Практика: Используя краску разного цвета наносить толстым слоем на лист бумаги с последующим переносом на чистый гладкий лист. При
желании дополнять деталями.
12. Рисование нитью
Теория: Способы рисования нитью, разновидность ниток. Техника безопасности при работе с гуашью и нитками.
Практика: рисование техникой «волшебная ниточка», при помощи штампа мотка ниток, создание абстракций.
13. Рисование мыльными пузырями
Теория: Описание техники, ингредиенты для приготовления раствора. Техника безопасности при работе с мыльными пузырями.
Практика: накладывать разноцветную пену на лист бумаги, использовать готовые шаблоны для фона.
11
14. Смешение техник
Теория: Повтор разных техник. Комбинирование и сочетание техник друг с другом. Техника безопасности при работе с акварельными красками,
гуашью, восковыми мелками, кисточками, карандашами свечкой, зубной щеткой, острыми предметами.
Практика: Придумывать сюжет из полученного изображения, дополнять деталями используя разные техники. Работы по замыслу и по образцу.
Второй год обучения (6-7 лет)
1.Вводное занятие.
Теория: Правилами поведения в кабинете. Техника безопасности при обращении с кисточкой, красками и др. материалами. Знакомство детей с
материалами и инструментами для рисования. Виды живописи, знакомство с графикой, декоративно-прикладным и народным искусством.
2. Пальцеграфия.
Теория: Техника рисования пальчиками. Техника безопасности при работе пальчиковой гуашью.
Практика: Выбор готовых схем. Рисование пальчиками по схемам и по замыслу.
3. Рисование ладонями.
Теория: Техника опечатывания ладонями. Техника безопасности при работе с пальчиковой гуашью.
Практика: Выбор формата бумаги. Рисовать фигуры, в основе которой отпечаток ладони, создавать сюжетную композицию.
4. Трафаретное рисование
Теория: Основные принципы работы с трафаретами. Техника безопасности при работе с гуашью, акварельными красками и ножницами.
Практика: Фантазировать, играть с трафаретами фигурок, вырезать трафареты, обводить по контуру трафарета, дорисовать и раскрасить
изображение.
5. Тампонирование
Теория: Приемы тампонирования. Техника безопасности при работе с гуашью, акварельными красками, торцовками и поролоновым тампоном.
Практика: Рисование при помощи трафарета, выбор трафаретов, составление сюжета, используя штемпельные подушки, поролоновые тампоны и
торцовки. Рисование без трафарета, свободное тампонирование.
6. Рисование ватными палочками
Теория: Техника выполнения мазков ватными палочками. Техника безопасности при работе с гуашью и акварельными красками, правила пользования ватными
палочками.
Практика: Получить изображение из одинаковых по форме мазков, ставить мазки точечно и многократно. Работы по образцу и по замыслу.
12
7. Рисование по сырому.
Теория: Техника рисования по сырому. Особенности этой техники. Техника безопасности при работе с акварельными красками и гуашью, водой и
кисточкой.
Практика: Выбор бумаги, намочить губкой лист бумаги, заполнять основной фон, смешивая краски и подбирая цвета. Дополнить рисунок линиями,
точками, штрихами и т.д. Выполнение работ по образцу и по замыслу.
8. Монотопия пейзажная.
Теория: Изобразительные особенности монотопии пейзажной. Техника безопасности при работе с красками, гуашью.
Практика: Лист бумаги складывать пополам, рисовать на верхней половине листа бумаги пейзаж, лист бумаги сгибается пополам, сделать отпечаток.
Дополнить отдельными элементами. Работа по замыслу.
9. Метод штриховки.
Теория: Способы и виды штриховки. Техника безопасности при работе с карандашом.
Практика: Работа по шаблону рисунка, штриховать по рядам-секторам. Выполнение зональной штриховки по замыслу.
10. Выдувание.
Теория: Способы рисования методом выдувания. Техника безопасности при работе с красками, водой и трубочкой.
Практика: Разводить акварель или гуашь водой, наносит на лист бумаги разведенную краску и дуть на нее из трубочки. Выдувать заранее
придуманное изображение.
11. Техника отпечатка.
Теория: Способы техники отпечатка. Техника безопасности при работе с акварельными красками, гуашью, средствами для рисования.
Практика: Рисование спирали способом рулонного рисования, при помощи скрученного картона. Рисование трубочкой втулкой от туалетной
бумаги, штампами из картошки и при помощи пузырчатой пленки.
12. Граттаж с элементами аппликации.
Теория: Способы рисования нитью, разновидность ниток. Техника безопасности при работе с гуашью, кисточкой, ножницами и клеем.
Практика: Рисование, используя разные цвета красок, дополнение рисунка вырезанными из бумаги фигурками, создание абстракций.
13. Рисование пухлыми красками.
Теория: Материал необходимый для техники рисования пухлыми красками. Техника безопасности при работе с клеем ПВА, гуашью, пеной для
бритья.
Практика: Смешивание компонентов для объемной краски, выбор шаблона фигурки для рисования, обвести по контуру простым карандашом и
нанести объемную краску. Дополнить элементами рисования, создание сюжета, композиции.
13
14. Смешение техник
Теория: Повтор разных техник. Комбинирование и сочетание техник друг с другом. Техника безопасности при работе с акварельными красками,
гуашью, восковыми мелками, кисточками, карандашами свечкой, зубной щеткой, острыми предметами.
Практика: Придумывать сюжет из полученного изображения, дополнять деталями, используя разные техники. Работы по замыслу и по образцу.
Коллективные работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные
1 год обучения – 5-6 лет
*сформированность знаний об особенностях материалов,
применяемых в художественной деятельности
*использование нетрадиционных техник рисования в
изобразительной деятельности
*создание индивидуальных и коллективных творческих
работ
*формирование способности смотреть на мир и видеть его
глазами художников
*развитие творчества, фантазии, воображения
*развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости
2 год обучения – 6-7 лет
*умение различать основные техники и их специфику
*использование в продуктивной деятельности
разнообразных
композиционных
решений
и
изобразительных материалов
*совмещение разных техник традиционного и
нетрадиционного изобразительного искусства
*воспитание
уважительного
отношения
к
собственному творчеству и творчеству других людей
*формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств
* наличие мотивации к творческому труду
*стремление использовать художественные умения
для создания красивых вещей
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
*умение воспроизвести образ по заданному образцу
*умение отличать верно выполненное задание от
*умение осуществлять контроль своей деятельности под неверного
руководством педагога
*умение совместно с педагогом и другими детьми
давать эмоциональную оценку деятельности на
занятии
Познавательные УУД
Познавательные УУД
*умение
находить
информацию
для
реализации *умение обрабатывать разные источники получения
художественного замысла
информации для создания творческого продукта
*владение навыками анализа и синтеза для воспроизведения *умение исследовать возможности различных
художественного образа
художественных материалов
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
14
*умение оформить свою мысль
*умение довести свою позицию до собеседника
*умение согласованно работать в группе
*умение выражать свое отношение к полученному
результату
*умение договариваться о правилах общения и
следовать им
2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Реализации Программы осуществляется в изостудии, которая оснащена:
*столы для детей -7 шт., стулья для детей-13 шт.
*мольберты (напольные) - 6 шт., мольберты (настольные)- 4 шт.
*магнитно-маркерная доска – 1 шт., монитор – 1 шт., полки для материалов - 2 шт.
*магнитофон – 1 шт., ноутбук – 1 шт., принтер -1 шт., экран -1 шт., проектор – 1шт.
*стенка для пособий – 1 шт., шкаф -1 шт.
*стол для педагога -1 шт., стул мягкий для педагога – 1 шт.
Материально-техническое обеспечение предметной среды в изостудии включает:
Инструменты
Материалы
ластик- 13шт.
простой карандаш -13 шт.
точилка для карандашей -13 шт.
альбом для рисования – 13 шт.
ножницы – 13 шт.
кисти “Белка” № 1 (13 шт.), № 2 (13 шт.),№ 3 (13 шт.),№ 4 (13 шт.),
бумага разного формата и фактуры: белый картон (13 шт.),
цветная бумага (13 шт.), бумага для рисования А 3 (13
шт.), бумага для рисования А4 (13 шт.), цветная офисная
15
№ 5 (13 шт.)
бумага (1 пачка), белая офисная бумага (1 пачка),
гофрированный картон (6 шт.).
кисти «Щетина» плоские - 13 шт.
кисти «Щетина» круглые - 13 шт.
палитра- 13 шт.
емкости для воды- 13 шт.
муляжи и макеты для постановки натюрмортов -32 шт.
трафареты- 6 шт.
мисочка для клея – 13 шт.
цветные карандаши -13 шт.
краски: гуашь (13 шт.), акварель (13 шт.), пальчиковые(13
шт.);
соль – 2 пачки.
клей – карандаш (13 шт.), клей ПВА (13 шт.);
восковые мелки(13 шт.), масляные мелки (6 шт.), свеча (13
шт.);
ватные палочки -2 пачки.
поролоновые тампоны (13 шт.), торцовки (26 шт.).
коктейльные трубочки (1 пачка- 70 шт.).
палочки или старые стержни для процарапывания (26 шт.)
зубные щётки (13 шт.)
подручный материал: нитки, пробки, природный материал.
Кадровое обеспечение
ФИО педагога
Стаж работы
Образование
16
Гроппер Елена Юрьевна
31 год
высшее
1.Нижнетагильский
государственный
педагогический
институт, г. Нижний Тагил, 1989 г., специальность
«общетехнические дисциплины и труд», квалификация
«учитель общетехнических дисциплин и труда».
2.Профессиональная переподготовка: ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет», г.Екатеринбург, 2016 г., направление
«Педагогика и психология детства» (дошкольное
образование)
Методическое обеспечение программы включает в себя:
- таблицы, схемы, плакаты узоров и орнаментов народной росписи - гжель, хохлома, филимоновская, дымковская;
- картины, фотографии художников;
- дидактические карточки – овощи, одежда, цветы, фрукты, животные, птицы;
- наглядно-дидактические пособия «Мир искусства»;
- пособия для развития мелкой моторики;
- памятки по технике безопасности при работе с акварельными красками, острыми предметами, клеем;
- научная и специальная литература по нетрадиционной технике рисования и изобразительной деятельности;
- раздаточный материал;
- сборник игр народов Урала;
- сборник упражнений по здоровьесбережению для детей ДОУ;
- диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы.
В данной программе используется многоступенчатая система контроля.
Форма контроля
Время проведения
17
Цель проведения
Входной
проводится на начальном этапе
Текущий
Промежуточный
Итоговый
изучение отношения ребенка к выбранной
деятельности, его способностей в данной
области
проводится в течение года, возможен на каждом - сопоставление фактического результата с
занятии
ожидаемым
- корректировка программы
проводится по окончании изучения темы, в изучение динамики освоения содержания
конце полугодия
программы, личностного развития ребенка и
взаимоотношений в коллективе
проводится в конце обучения по программе
- определение результатов обучения
- прогнозирование дальнейшей работы
Параметры и критерии оценивания
Оценочный материал для 1 модуля (1 год обучения) – дети 5-6 лет.
Для определения развития творческих способностей используется адаптированная методика Н.В.Шайдуровой.
Критерии оценки и показатели уровня художественно–творческого развития детей
Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
Показатели
достаточный
3 балла
Самостоятельность
оригинальность замысла
и Проявляет самостоятельность в
выборе замысла. Содержание
работ разнообразно. Замысел
оригинальный.
Задания
выполняет самостоятельно.
близкий к достаточному
2 балла
недостаточный
1 балл
Замысел
не
отличается
оригинальностью
и
самостоятельностью. Обращается
за помощью к педагогу. Ребёнок
по просьбе педагога дополняет
работу деталями.
Замысел стереотипный. Ребёнок
изображает
отдельные,
не
связанные между собой предметы.
Выполняет работу так, как
указывает взрослый, не проявляет
инициативы и самостоятельности.
18
Уровень развития воображения
Освоение
приемов
Способен экспериментировать и Частичное экспериментирование. Работы типичные по схеме: одна и
дополнять
Видит образ, но дополняет
та же фигура, превращается в один
только до схематического образа. и тот же элемент изображения.
технологических Умеет использовать в работе Проявляет неуверенность при Не умеет правильно пользоваться
инструменты, соблюдает технику работе
с
инструментами, инструментами.
Неумело
и
безопасности.
неаккуратно выполняет работу.
неаккуратно выполнена работа.
Разработанность
изображения
содержания Стремление к наиболее полному
раскрытию замысла. У ребёнка
есть потребность самостоятельно
дополнить
изображение
подходящими
по
смыслу
предметами, деталями (создать
новую комбинацию из усвоенных
ранее техник).
Умение отразить в работе сюжет, Композиция,
сюжет
композицию в соответствии с соответствует предварительному
планом.
показу.
Ребёнок детализирует работу Изображение не детализировано.
лишь по просьбе взрослого.
Отсутствует стремление к более
полному раскрытию замысла.
Не
полное
соответствие Существенные расхождения
композиции предварительному сюжете
и
композиции
показу.
предварительным показом.
в
с
Основываясь на критериях, выделяются следующие уровни художественно-творческого развития детей:
достаточный уровень (15 – 12 баллов): ребенок с интересом относится к занятиям, самостоятельно выполняет всю работу, аккуратно умеет работать
с разными техниками исполнения, умеет творчески экспериментировать, в работах присутствует творчество, фантазия, художественный вкус;
близкий к достаточному уровень (11 - 8 баллов): ребенок выполняет работу под контролем педагога по образцу, испытывает трудности в создании
сюжета, композиции по теме, мало проявляет самостоятельность и творчество, работу выполняет при помощи шаблонов и трафаретов, для
выполнения работы требуется контроль от начала и до конца выполнения, работы выполнены не очень аккуратно;
недостаточный уровень (7 - 5 баллов):ребенок выполняет работу неаккуратно, непоследовательно, к занятиям относится без интереса, не проявляет
самостоятельность и творчество, не может полностью освоить технологические приемы, работу выполняет полностью с помощью педагога, низкое
качество выполненной работы.
Оценочный материал для 2 модуля (2 год обучения) – дети 6-7 лет.
Критерии оценки результативности:
19
- соответствие выполненного задания поставленной цели
- творческая активность, новизна и оригинальность решений
- выразительность и эстетичность работы
- продуктивность работы (наличие большого количества работ)
- качество выполнения творческой работы
- способность довести работу до конца, целеустремленность
- желание заниматься художественным творчеством
- способность к творческому взаимодействию с педагогом и другими детьми
Оценка результативности осуществляется:
- непосредственно на занятиях в течение учебного года
- в процессе совместных просмотров детских творческих работ
- по результатам участия в выставках и конкурсах различного уровня
Фиксация оценки результативности проводится два раза в год: январь (1 полугодие) и май (2 полугодие).
Результаты заносятся в диагностическую карту (Приложение № 1)
3. Список литературы
Литература для педагога
1. Давыдов О.И. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. – ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-112 с.
2. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – ООО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011.- 135 с.
3. Куприна Н.Г. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Екатеринбург, 2014.- 168 с.
4. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Парциальная программа. – ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 207 с.
5. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах «Цветные ладошки» к программе художественного образования в детском саду. –
«Цветной мир» Москва 2013.- 126 с.
6. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры. - «Учитель», 2009.- 270 с.
7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных игровых занятий.- «ТЦ СФЕРА», 2016.- 63 с.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. Старшая группа. – Москва «Владас»,2000.- 159 с.
9. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. Подготовительная группа. – Москва «Владас»,
2000.- 169 с.
Литература для родителей воспитанников
1.Давыдова Г.Н. Анималистическая живопись. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.- 88 с.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочный мотивы. - Издательство «Скрипторий 2003», 2011.- 72 с.
3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – Москва «Просвещение», 1985. – 192 с.
4. Кузнецова Л.Н. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. – ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. -13 с.
5. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством «Русская матрешка». – Санкт-Петербург ООО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 178 с.
20
6. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей
ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
.
Приложение 1
Диагностическая карта результативности освоения программы
Группа: __________________________
Педагог:__________________________
Срок проведения:__________________
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
1
2
Критерии оценки результативности
3
4
5
6
7
Критерии оценки результативности:
- желание заниматься художественным творчеством
- качество выполнения творческих работ
- творческая активность, новизна и оригинальность решений
- выразительность и эстетичность работы
- продуктивность работы (большое количество работ)
21
Итог
8
- способность довести работу до конца, целеустремленность
- способность к творческому взаимодействию с педагогом и другими детьми
- участие в выставках, мастер-классах, проектах
Шкала оценки:
1 балл – критерий проявляется всегда
2 балла – критерий проявляется частично
3 балла – критерий проявляется крайне редко
Итог рассчитывается как сумма всех полученных баллов:
Количество баллов
Уровень освоения программы
20-24
достаточный
14-19
близкий к достаточному
22
8-13
недостаточный